На краю княжеского города жила бабушка с внуком. Внучка звали-Ича. Бабушка Ичу воспитывала! Плохо, бедно жили. Вот Ича подрос и однажды говорит бабушке:
— Деда моего покойного лук и тамар (стрела) где спрятаны?
Бабушка ответила:
— В амбаре.
— А у деда моего лоз-покровитель где-нибудь спрятан?
— Будто в амбаре что-то такое есть.
Ича в амбар полез, все дедовское имущество забрал. Лоза-покровителя на жертвенную березу повесил. Лук и тамар в чум понес.
На следующее утро вышел Ича из чума, огляделся и видит-на вершинах семи деревьев сидят семь пальников (глухарей). Бегом в чум вернулся, лук и тамар взял, нацелился и в крайнего выстрелил. Все семь пальников упали. Убил. Удивился, подобрал их и в чум понес. Поели они с бабушкой. Ича в путь собрался. Лыжи приготовил, лук и тамар взял. На лыжах пошел. В этот день свежий снег выпал. Идет Ича и видит: чистый снег будто разбрызган. Поглядел и вспомнил: "Бабушка с дедом мне рассказывали, будто есть такой зверь-лесной олень, что такой след он оставляет". Пошел Ича по следу. Видит: следы в тундру спускаются. Совсем свежий след, будто только сейчас прошли звери. Идет дальше на лыжах, а догнать не может — быстро бегут олени. Вышел в тундрочку, со всех сторон окруженную лесом. И тут такой вихрь, ветер поднялся, не устоял Ича на ногах, упал. Неизвестно, долго ли лежал. Наконец оглянулся, поднялся. А парка (одежда) у него бедная, из мешка сшитая, вся снегом залеплена, места чистого нет. Ича смотрит кругом и думает: "А олени мои куда делись?". К лесу на лыжах пошел. До кедров дошел, видит, на низу стволов — клочья оленьей шерсти. По этому следу пошел. И вдруг увидел — все-то семь быков как будто умирают, лежат. У одного из быков, того что с сухими рогами, на верхнем отростке рога лоз-покровитель Ичиного деда висит. Ича подошел к этому быку и говорит лозу-покровителю:
— Тебя как это сюда занесло? Зачем притащился? Я и сам теперь зверя добывать стал.
Снял с рога лоза-покровителя и на березу повесил. Потом с быков шкуры обдирать стал. Ободрал. Туши в снег закопал. Одну заднюю ногу только отрезал. Домой собрался идти. Лоза-покровителя с березы снял, за пазуху положил. Домой пришел, лоза опять на жертвенное дерево повесил, а оленью ногу в сенях оставил. В чум вышел, бабушке говорит:
— Пойди в сени, я там одну куропатку добыл, так принеси ее в чум.
Бабушка вышла. Видит, оленья нога лежит. Говорит бабушка:
— Э-э, Ича, верно, оленя добыл.
В чум вошла, Ича ей говорит:
— Нашел я семь быков, всех убил. Как мы их сюда из лесу притащим? Бабушка отвечает:
— Давай туда жить пойдем. Жить будем, съедим.
— Нет, я в такой мороз переселяться с чумом не буду. Бабушка подумала и сказала:
— Вот, моя мудрость пригодится, пойди в амбар и принеси твоего покойного деда саночки, они в амбаре внизу стоят.
Ича саночки принес. Бабушка его к реке побежала, к проруби наклонилась, двух рыбок поймала: карася и сорожку. В чум принесла, Иче сказала:
— Положи этих рыбок за пазуху и уходи. Когда приедешь к твоему месту и убитых коров на саночки погрузишь, то рыбок вынь и в саночки запряги. Смотри не серди их и не обижай.
Ича рыбок взял, за пазуху положил, сам в саночки впрягся и пошел
Отзывы (0)